agzk-at.com
"АвтоГазозаправочный Комплекс  +  
 Альтернативное   Топливо"
   Международный  научно-технический  журнал
  
           
Auto Gas Filling  Complex  +
 Alternative
Fuel
 International  Scientific  and  Technical   Journal





                 
                          Троицкий Сергей Всеволодович                              


"Газовые выставки - 2010:
на Украине, в Турции и России"

Добавлено на сайт  5 июля  2010 г. 
                                                                                              
Раздел  "Свободная трибуна"

           

            Газовые выставки  2009-2010 на Украине, в Турции и России.

 

16-19 июня 2010 г. в Киеве состоялась ежегодная международная выставка и бизнес-форум  «Мир сжиженных и сжатых газов – 2010». Это была уже 10-я, юбилейная выставка и бизнес форум. В их организации приняли участие Газовая ассоциация Украины; Украинская ассоциация производителей технических газов “УА-СИГМА”,  выставочная компания «МЭДВИН», которая является официальным устроителем выставок Газовой ассоциации Украины. Самый крупный газовый форум Украины проходил  при поддержке Киевской городской госадминистрации; Министерства топлива и энергетики Украины; Министерства транспорта Украины; Министерства экологии и природных ресурсов Украины.  Информационными партнером мероприятия традиционно, как и в предыдущие годы,  были  международный научно-технический журнал “АГЗК+АТ» и польский газовый журнал  "Czas na gaz!" ( «Время газа!»).

 

       Выставка в Киеве  традиционно состояла из двух основных тематических разделов – газомоторное топливо, газомоторный транспорт , а также  технологии производства технических газов  и оборудование  для технических (промышленных) газов. Подобный подход к тематике киевской выставки заметно отличается от российского подхода к организации и тематике выставок. В Москве каждую осень проводятся две отдельные международные выставки , имеющие отношение к газомоторной тематике.  В октябре  в Москве ежегодно проводится  выставка  «Автокомплекс», включающий в себя и значительный по объему  газомоторный раздел, но который всё же уступает по количеству участников и экспонатов разделу посвященному комплексу обслуживающему  автотранспорт на традиционном жидком топливе. В ноябре, там же, в Москве,  проходит выставка «Криоген-экспо», которая также содержит газомоторную часть, но в целом  она всё же больше посвящена тематике технических (промышленных) газов и криогенному оборудованию, работающему при сверхнизких температурах. Газомоторная тематика, хотя и незначительно, но также  присутствует и  в ежегодных российских и международных  газовых выставках, организуемых или частично спонсируемых ОАО «Газпром».

 

        Проведение ежегодно  нескольких разрозненных выставок в России, в которых,  так или иначе, но всё же присутствует газомоторная тематика, с одной стороны, позволяет участникам газомоторного рынка многих стран и, главное, отечественным производителям газомоторного оборудования  несколько раз в год экспонировать свои достижения в нескольких местах и в разных форматах. Однако, с другой стороны, такой российский подход не позволяет считать ни одну из проводимых выставок как преимущественно газомоторную. К тому же далеко не все российские участники одной выставки затем экспонируют свою продукцию на другой выставке. Участие в выставка – дело требующее финансовых затрат, а сегодня многие экономят на рекламе, маркетинге, на имиджевой выставочной деятельности. Причины этого понятны.  Экономический кризис пока не преодолен.  Все  экономят  свои финансы.

 

        Украинский подход к организации выставки  газомоторной отрасли   ( собственной отрасли  и зарубежных партнеров) отличается от российского и почти полностью совпадает с турецким подходом  к тематике подобной выставки: газомоторная и криогенная тематика объединены в одной выставке. Этот  подтверждает проведенная в начале апреля 2010 года в Стамбуле крупная международная газовая  выставка, в рамках которой были два смежных, больших по площади и по количеству участников павильона. В одном из них, в основном павильоне, была представлена только газомоторная отрасль и ничего иного. В смежном павильоне, но в несколько меньших масштабах, экспонировалось оборудование для технических газов, криогенная техника и технологии.  Иными словами,  из трех сравниваемых стран только в Турции газомоторная тематика была явно основной на выставке. На Украине сама тематика выставки была определена как тематика технических газов – «зридженых та стиснутых газив» - то есть сжиженных и сжатых газов, но при этом , в отличии от российской криогенной выставки, газомоторная тематика была представлена в Киеве более широко чем в России. То есть  эта тематика была неотъемлемой частью  киевской газовой выставки 2010 года.  

 

 Сходство украинской и турецкой газовых выставок было и в том, что  их газомоторные  разделы  почти полностью посвящались автотранспорту, работающему на СУГ – пропан-бутане. Транспорт, работающий на компримированном  природном газе –КПГ,  в обеих странах был представлен весьма незначительно, а работающий на сжиженном ( криогенном) природном газе (СПГ)  транспорт  на украинской и турецкой выставках отсутствовал.  Впрочем, на российских выставках транспорт, работающий на СПГ также не был представлен, что свидетельствует о российском технологическом отставании от США, где такому транспорту, особенно муниципальному ( в частности, большегрузным мусоровозам, большегрузным грузовикам, обслуживающим морские порты) уделяется большое внимание и где уже запущено серийное производство такого транспорта на СПГ. Это особенно печально, учитывая, что 20 лет назад СССР не отставал от США в собственных научно-технических разработках в криогенике. Ракета-носитель «Энергия» по сути своей представляла гигантский «криогенный сосуд» объемом более 100 тонн, наполненный жидким водородом и жидким кислородом при сверхнизких температурах. Этот «сосуд», напичканный сложнейшей аппаратурой, поднял в космос 
первый многоразовый советский космический корабль «Буран», который потом успешно совершил впервые в мире автоматическую посадку в беспилотном режиме  на взлетно-посадочную полосу, подобно обычному самолету. Для того чтобы затем демонстрироваться как развлекательный экспонат в московском Парке культуры и отдыха им. Горького.

Именно поэтому самый крупный экспонат турецкой выставки – большой криогенный сосуд объемом в 50 тонн, вызывал у украинских криогенщиков, участвовавших в выставке ( российских не было), лишь ироничную и печальную улыбку:
«Мы, советские криогенщики, 20 лет назад запустили в два раз больший по объему «сосуд» - ракету-носитель  в КОСМОС. Так что нас этой турецкой «криогенной бочкой» наземного пользования никак нельзя  удивить». Да. Удивить невозможно. Но можно опечалить воспоминаниями о прошлых  научно-технических достижениях в некогда едином Отечестве.
 

Однако, вернемся к киевской выставке. Выставка “Мир сжиженного и сжатого газа” была впервые организована Украинской газовой Ассоциацией и предприятием “МЭДВИН” в 2001 году. Главная задача, которую ставят перед собой организаторы – популяризация использования газа в качестве моторного топлива на украинском автомобильном и других видах транспорта, а также в коммунальном и энергетическом хозяйстве.  «Мир сжиженных и сжатых газов» - единственное выставочное мероприятие в Украине, посвященное вопросам исключительно газового топлива. Основная тематика мероприятия – переоборудование автомобильного, муниципального, коммунального транспорта, а также сельскохозяйственной и спецтехники на газ. Этой теме традиционно посвящены большая часть экспозиций выставки и доклады в рамках бизнес-форума. Кроме того, с 2005 года благодаря инициативе Украинской ассоциации производителей технических газов «УА-СИГМА» развивается смежный раздел выставки – технологии и оборудование для производства, сжижения, сжатия, очистки различных газов, криогеника и т.д. Выставка подобной тематики также является единственной в Украине. Интерес к газовой тематике на Украине не случаен. На сегодняшний день Украина входит в десятку мировых лидеров по количеству газовых автомобилей (метан), что , однако, не было адекватно отражено на выставке. В то же время  на  Украине сегодня активно развивается  рынок пропан-бутанового топлива и именно ему было уделено большое внимание на выставке, а также на однодневной конференции (бизнес-форуме), где наряду с тематикой СУГ также было несколько докладов, посвященных производству биогаза и его использованию в качестве моторного топлива для транспорта и стационарных энергетических установок. В России же тема биогаза  как топлива - непопулярна.

        Следует отметить, что научно-техническая конференция была, возможно, самым интересным мероприятием в рамках выставки. Впервые за много лет её посетил начальник Управления по газификации ОАО «Газпром» Е.Н. Пронин, который представил доклад на тему «Международное сотрудничество – один из инструментов развития газомоторного рынка».  Примечательна была и тема «ответного доклада» председательствующего на конференции директора «Газовой ассоциации Украины» С.А. Ковалева: «Европейская стратегия в отношении экологически чистых и энергосберегающих транспортных средств». Иными словами, если представитель российской Газомоторной Ассоциации и ОАО «Газпром»  Е.Н. Пронин, говорил о международном сотрудничестве, имея в виду, на таком мероприятии, прежде всего кооперацию и российско-украинское сотрудничество, то представитель украинских общественных и государственных структур ответил ему «европейской стратегией».  Что вполне понятно, учитывая многолетнее устремление Украины к вступлению  в Евросоюз. Впрочем, какой-то острой полемики на конференции не было. «Острые углы» в российско-украинских газовых отношениях обходились стороной. Хотя некоторые проблемы и озвучивались украинскими участниками, но они не обязательно были связаны с поставками природного газа на Украине, с ценой на природный газ и т.п. 

Так, на конференции прозвучало сожаление о том, что Россия препятствует расширению поставок российских пропан-бутановых смесей на Украину, в то время как украинская сторона готова покупать значительно большие объемы российского углеводородного газа ввиду его более высокого качества, что столь важно для его использования в качестве газомоторного топлива. Примечательно, что программа и документы этой конференции были отпечатаны только на украинском и частично на английском языках, в то время как сама конференция велась на русском языке и иностранцев на ней не было кроме трех российских участников конференции  ( если русских считать "иностранцами на Украине"), а именно – гиганта ОАО «»Газпром», фирмы малого бизнеса из г. Саров «Микрометан» с докладом о микро АГНКС и заправке легковых автомобилей от бытовой газовой сети, а также представителя журнала «АГЗК+АТ», без доклада.

Такое немногочисленное представительство российских фирм обусловлено с одной стороны экономическим кризисом, а с другой со сложностями в российско-украинском совместном бизнесе, с отсутствием масштабного сотрудничества между российскими и украинскими газовыми структурами частного бизнеса. Как можно было понять из докладов украинской стороны, Украине сегодня по многим вопросам проще сотрудничать с европейскими фирмами, нежели с российскими. По разным причинам – от таможенных до сертификационных препон, но почти всегда связанных с дорогостоящими российскими бюрократическими процедурами, а иногда и с разными условиями использования газа в России и на Украине.

Так, в своем коротком выступлении в ответ на доклад о российских микро АГНКС из г. Саров, председательствующий на конференции С.А. Ковалев, прямо заявил, что,  как представитель государственной структуры, он не приемлет идею использования установок газозаправки от бытовой газовой сети, ввиду того, что на Украине стоимость газа для бытовых нужд субсидируется украинским государствам, а стоимость газомоторного топлива не субсидируется и использование таких микро АГНКС  есть форма кражи государственных субсидий, выделяемых для бытового газа для населения.

 В докладе сотрудника Института  газа Национальной академии наук Украины, выпускника московского МВТУ им. Баумана В.С. Вербовского на тему:  «Использование альтернативных топливных газов для питания газодизельных и газопоршневых электростанций», в частности, отмечалось высокое качестве ярославских дизелей ЯМЗ-238, которые, по словам докладчика, после 20 тысяч моточасов работы должны списываться в утиль, согласно действующим нормативам для дизелей работающих на солярке, однако при разборке газодизелей выясняется что состояние поршней и цилиндров двигателя «почти как у новых». Тем не менее докладчик констатировал, что , скорее всего, от импорта этих российских дизельных двигателей придется отказаться ввиду резкого их подорожания. В условиях экономического кризиса вопрос цены чрезвычайно важен и европейские фирмы, понимая это, устанавливают цены приемлемые для украинских фирм.

Следует отметить, что экономический кризис повлиял на масштабы киевской выставки – они были заметно меньше предкризисной, очень успешной и весьма представительной 8-й выставки в мае 2008 года. Не только российские, но и европейские фирмы в условиях кризиса стремятся сократить бюджеты на рекламу, маркетинг, выставки.  Но это «европейская стратегия». В Турции, хотя она также стремится в Евросоюз, отношение к выставкам несколько иное.

Так, стамбульская газовая выставка апреля 2010 года хотя и значительно уступала по своим масштабам  грандиозной  июньской московской нефтегазовой выставке «Нефтегаз-2010» ( где только китайских фирм было несколько десятков, которые нередко сгруппированные вместе представляли собой некий «Чайна Таун» с «улицами» посредине китайских стендов), но всё же турецкая выставка была заметно масштабнее и киевской выставки и упомянутых выше ежегодных осенних московских газовых выставок. Участниками турецкой выставки в основном были турецкие фирмы, которые нередко прекрасно осведомлены о друг друге. Казалось бы – какой особый интерес представляет собой участие в этой  выставке для турецких фирм? Тем более в условиях, когда многие иностранные фирмы отсутствовали. На вопрос автора этих строк, чем же вызвано такое активное участие турецких фирм в условиях кризиса, один из ее турецких участников объяснил это следующим образом: «Если фирма принимает участие в выставке, значит она жива, она развивается и с ней можно сотрудничать. Это тем более важно в кризисных условиях. Уход с выставок можно понять и как уход из бизнеса». 

Надо так понимать, что множество иностранных фирм принявших участие в  московской нефтегазовой выставке «Нефтегаз-2010»  разделяют такое мнение турецкого бизнесмена. Хотя вопрос цены даже на этой успешной московской выставке тоже сыграл свою специфическую роль. По некоторым сведениям в рамках этой нефтегазовой выставки планировался отдельный «салон» технических газов с ценой за квадратный метр в три раза выше, чем за участие в общей нефтегазовой экспозиции.  Идея с «салоном» провалилась именно по причине высокой цены. Салон не состоялся, его участников собрать не удалось. Некоторые участники этой выставки также говорили о скрытых скидках для многих иностранных и российских фирм, которым  предоставляли большую площадь под павильоны, нежели фактически оплаченная ими выставочная площадь. Благодаря этому  во всех павильонах выставки не было пустого пространства. Чего нельзя сказать ни о киевской выставке: ни о послекризисных московских осенних газовых выставках: пустого пространства там было достаточно много. У турок же пустого пространства на выставке в двух павильонах  не было.

Всё это должно заставить устроителей газомоторных и газовых выставок на Украине и в России думать об укрупнении выставок, о преодолении “выставочной разобщенности».  Кстати, перед июньской киевской выставкой других газовых выставок в Киеве не было, но газовая конференция, устроенная другими организаторами, состоялась незадолго до выставки и некоторые иностранные фирмы, участвовавшие в конференции не стали участвовать в выставке через столь короткий промежуток времени. Кроме того, вторая половина июня – это уже время начала отпусков. Турки не зря проводят свою ежегодную выставку в начале апреля, а русские – глубокой осенью. Скорее всего, следующая выставка в Киеве - «Мир сжиженных и сжатых газов» сдвинется по срокам на май – начало июня 2011 года. Проведение успешной газовой выставки – это немалый вклад в развитие газомоторной отрасли. Но это и большой подготовительный и организационный труд, который не всегда, в силу внешних обстоятельств, приводит к желаемому большому успеху…

В заключение хотелось бы отметить, что несмотря на все отмеченные сугубо выставочные проблемы, газомоторное мероприятие в Киеве всё же было вполне успешным. Несмотря на кризис, спад выставочной активности участников не был слишком большим, а конференция прошла очень успешно. Представленные на ней доклады по самому широкому кругу проблем газомоторной отрасли и технических газов были интересны и полезны для участников. Два доклада, в частности, были посвящены такой важной для Украины темы как использование и производство биогаза для нужд автотранспорта с  получением этого газа с  захоронений бытовых отходов  на свалках-полигонах.  В США такая технология получения метана уже давно освоена, а в России, видимо, хватает пока природного газа с месторождений Крайнего Севера, хотя метан из многочисленных свалок-полигонов обильно выделяется в атмосферу. Причем метан создает гораздо больший парниковый эффект, чем  углекислый газ, с выбросами которого борется Киотский протокол.

Два доклада были посвящены теме прогнозирования изменения внутренних цен на природный и на компримированный газ. Тема очень важная, которая привлекла внимание всех участников конференции. В одном из этих двух докладов, подготовленных в киевском Научно-техническом центре «Психея» утверждалось, что в рамках «славянской экономической школы», основанной на теориях Туган-Барановского и Кондратьева, возможно прогнозирование кризисных изменений цен на газ и нефть за 3-4 месяца до события, то есть то, чего не смогли достичь упомянутые в докладе два именитых американских Нобелевских лауреата по экономике.  Следует отметить, что «славянская школа» проведения научно-технических конференций одинакова сильна  в рамках и украинских , и российских газовых выставок. Иногда они проходят при переполненном конференц-зале. У турок традиции проведения такой конференции в рамках выставки нет и это делаетих  газовую выставку чистым «бизнес-мероприятием», в то время как проведение научно-технической конференции и бизнес-форума с участием ученых, инженеров  и бизнесменов от газовой отрасли в России и на Украине, способствует увеличению интеллектуального потенциала в российском и украинском газовом бизнесе. Будем надеяться, что следующая газовая конференция и выставка в Киеве пройдет в 2011 году еще более успешно и что наметившаяся нормализация украинско-российских отношений, в том числе в газовой отрасли, будет способствовать этому.

С.В. Троицкий. Стамбул-Киев-Москва

Фотографии с осенних 2009 года московских выставок "АВТОЭКСПО" и "КРИОГЕНЭКСПО"





Московские осенние газовые выставки проходят при участии многих специалистов отрасли.


К некоторым стендам иногда сложно подойти из-за скопления народа у стенда.


У стенда журнала "АГЗК+АТ" на выставке "АВТОЭКСПО-2009"


У стенда фирмы "GT-7" выставившей газомоторное оборудование и газомоторный "Мерседес-500"


Газомотороный "Мерседес-500". Вид спереди.


Газомоторный "Мерседес-500". Вид сбоку.


Газомоторный "Мерседес-500". Вид сзади. В багажнике виден тороидальный газовый баллон.


Пропановозы фирмы "GT-7" на территории экспозиции вне павильона.


Еще одна версия транспорта для перевозки пропана.


БМВ-525 на газовом топливе.


В БМВ-525 газовый баллон обычной цилиндрической формы.


Газомоторные автомобили представительского класса - обычное явление для российских выставок.
Но не всегда экспонируются только они. На фото выше - самый обычный коммерческий фургончик.


Стенд фирмы "Микрометан" из г. Саров. О неприемлемости микрозаправок которого из бытовой газовой сети заявил на киевской газовой конференции - 2010 директор Украинской газовой ассоциации С.А. Ковалёв, ввиду того, что газ в украинской бытовой газовой сети субсидируется украинским государством, а газомоторное топливо субсидий не имеет.


"Славянская школа" проведения газовых конференций во время газовых выставок в России и на Украине.
На фото выше в переполненном зальчике проходит конференция выставки "Криоген-Экспо-2009" в Москве.


Конференция проходила с демонстрацией визуального ряда на большом мониторе.


В конференции прияняли участие известные специалисты в сфере криогенных технологий.


Доклад представляет ведущий сотрудник американско-российско-украинского холдинга"Редкие газы". г. Одесса


К участникам конференции обращается гуру российской криогеники проф. Архаров ( МВТУ им. Баумана)


Участники конференции "Криоген-Экспо-2009". Сидячих мест всем не хватило. С одной стороны это было плохо - организаторы не рассчитали количество потенциальных участников. С другой стороны - хорошо: людей было много.




У стенда "Криогенмаш" всегда толпится народ. В крайнем левом углу фото виден стенд фирмы SENEXPO",
 которая организовала крупную газовую выставку в Стамбуле в апреле 2010 года.


У стенда журнала "АГЗК+АТ"

( Ссылки на фотрепортажи с газовых  выставок 2010 года смотрите на Главной странице) 

                                                

               
            
                                                                                                                                                  

                                                                        На Главную Страницу

                                                                                                                


Используются технологии uCoz