Троицкий Сергей Всеволодович

                                                           
"Америка во всём впереди всех ! "
Томас  Бун  Пикенз  ( T.Boon Pickens)  конкретизировал свой  План  сокращения
 зависимости США от импорта нефти и перехода Америки на газомоторное топливо.


T.Boon Pickens
" В остальном я полагаю, с импортом нефти в США надо покончить!"


В печатном номере «АГЗК+АТ»  № 5 ( 47) за 2009 год мы уже писали о «Плане Томаса Буна Пикенза» добиться независимости США от импорта нефти. Один из старейших действующих финансистов США ( 1928 г. рождения, состояние 3 млрд. долларов) выдвинул летом прошлого года свой «План», как в течении нескольких лет США могут избавиться от импорта нефти и провозгласил  8 июля ( день представления своего Плана) как «День энергетической независимости США».

 

Прошел один год и Т.Бун Пикенз своими действиями, в который уже раз в мировой истории, показал, что даже один влиятельный человек может изменить ход истории своей страны, если он будет  последовательно настаивать на правильности  своего плана для страны, как это сделал  древнеримский государственный деятель Марк Порций Катон  (Старший), который много лет каждое свое выступление в Сенате Рима завершал одной и той же фразой: Ceterum censeo Carthaginem esse delendam . В переводе на русский язык :  «В остальном же, я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен».  И могущественный соперник Древнего Рима – древний город-государство Карфаген в конце-концов, через три года после смерти самого Катона,  всё таки  был разрушен до основания. Рим стоит на своем месте и по сей день, а развалины древнего соперника Рима - древнего Карфагена уже более двух тысяч лет погребены под песками Северного Туниса…Хотя ранее Рим не раз терпел унизительные поражения от Карфагена…

 

Задача, которую выдвигает старейшина крупного американского бизнеса T. Boon Pickens, также кажется непростой для её решения. США десятилетиями импортируют сырую нефть для своей промышленности, автотранспорта, для энергетики, для обогрева жилищ американцев зимой и их кондиционирования летом. Они давно привыкли к этому.  И если бы американцы не расплачивались за эту импортную нефть долларами США, которые они же сами и эмитируют, то, несомненно, финансовое  бремя от импорта нефти было бы непосильно для платежного баланса США. Конечно, в стратегии использования импортной нефти, помимо оплаты за нее эмитированными в США долларами, был еще целый ряд немаловажных аспектов, которые также учитывались теми, кто вырабатывал общенациональную стратегию США. Мы упомянем здесь только два из них.

 

Американцам удавалось удерживать мировые цены на нефть либо относительно невысокими, либо совсем низкими, основываясь при этом, прежде всего, на очень низкой себестоимости добычи нефти своим основным поставщиком с Ближнего Востока и своим политическим союзником-сателлитом - Саудовской Аравией, а также на возможности  удобной транспортировки нефти в США с тёплых морей Ближнего Востока океанскими супертанкерами. В России , после бакинской нефти таких условий уже не было...
Добыча российской нефти в топких болотах летом и сильнейших морозов зимой, трубопроводы длиной в тысячи километров, более тяжелая и  более дешевая на рынке нефть Urals.  Как следствие - разная себестоимость нефти в разных регионах планеты.

Правда, себестоимость добычи и цена на рынке не всегда жестко связаны. Зачастую политические факторы влияют на цену сильнее, чем себестоимость добычи. Цена на энергоносители – это всегда очень важно. Даже сегодня, когда на территории США давно разведаны и давно могут успешно эксплуатироваться крупные газовые месторождения, американцы всё же  зачастую предпочитают и сегодня  завозить морем и затем регазифицировать в Америке импортный  СПГ. Почему?  Потому что пока это дешевле, чем  добывать собственный газ с месторождений, где себестоимость добычи газа  выше, чем , например, в Катаре, даже с учетом морской транспортировки СПГ супертанкерами-метановозами с последующей регазификацией СПГ   в самих США.

 

Вторым важным моментом в выборе импорта нефти ( а, возможно, и СПГ) является возможность для американцев законсервировать свои национальные природные запасы, оставить их разработку будущим поколениям своих граждан. И газ, и, особенно,  нефть – это исчерпаемые энергоресурсы и иметь неприкосновенный стратегический запас не добытых энергоносителей – это весьма  дальновидная политика, особенно в современном мире, где с одной стороны возрастает число потребителей и само потребление исчерпаемых природных ресурсов, а  с другой стороны возрастает угроза политической нестабильности на Ближнем Востоке – в основном регионе, из которого США импортируют для себя нефть и СПГ.  Представляется, что вторая причина - одна из главных причин , которая  побудила     г-на Т.Б. Пикенза, пережившего Вторую мировую войну во вполне сознательном возрасте, конкретизировать свой План и в 2010 году говорить уже о необходимости покончить в течении десяти лет с импортом не просто сырой нефти как таковой, а, прежде всего, нефти из региона усиливающейся политической и военной нестабильности,  а именно -из региона  Ближнего Востока. Ведь сегодня уже очевидно, что в этом регионе  обостряются проблемы фактически ядерной страны Израиля с его арабскими соседями и особеннго с предъядерным Ираном, что придется выводить войска США из Ирака, раздираемого межэтнической и межконфессиональной рознью ( арабы, курды, сунниты, шииты и т.п.), что Иран невзирая ни на что продолжает работы над своей ядерной программой, абсолютно непримлемой на для Израиля, ни для  США, что даже в бывшем проамериканском оплоте стабильности – в королевстве саудитов, постепенно накапливается  внутренние социальные причины и усиливаются исламские фундаменталисты антиамериканского толка. А на переферии этого региона находятся будущие антиамериканские исламские фундаменталистские государства – Афганистан и Пакистан. Причем последний уже имеет ядерное оружие. При этом и Пакистан, и Иран тесно сотрудничают с Китаем.  Поэтому  некоторое переформатирование «плана Пикенза» - отказ от нефти именно из региона Ближнего Востока, мотивировано, конечно, и экономическими выгодами от перехода на собственное более дешевое и более экологически чистое топливо –на  природный газ, но оно же  диктуется и стратегическими интересами национальной безопасности США в быстро меняющемся мире, в котором фактор времени очень важен.

Т.Бун Пикенз прямо говорит об этом:  «Осталось всего восемь лет для того чтобы исполнить обещание президента Обамы в течении 10 лет  исключить Ближний Восток для импорта нефти. И мы должны помочь президенту  в этом. Мы можем достичь драматически хороших результатов, имея в стране крупные месторождения природного газа, который может использоваться и как газомоторное топливо. Мы призываем Конгресс США и всех граждан страны поддержать План. Сегодня у нас есть все  шансы на успех. И мы не должны их упустить попусту.»  В новой редакции презентации своего Плана, ее автор, в частности указал, что только перевод на газомоторное топливо популярных в США 18 колесных тяжелых грузовиков позволит сократить импорт нефти с Ближнего Востока ровно вдвое. «Перевод 8 миллионов американских автотранспортных средств на природный газ позволит экономить 100 миллирдов долларов США в год только на стоимости топлива, утверждает Пикенз. «Эти съэкономленные 100 миллирдов долларов позволят создать большое количество новых рабочих мест для граждан Америки. В течении 40 лет, начиная с президента Ричарда Никсона, каждый кандидат в президенты США говорил перед выборами: «Выберите меня и я добьюсь энергетической независимости. Но ничего за эти 40 лет так и не было сделано. Действующий президент Обама должен сконцентрироваться на решении этой проблемы и мы все, американские граждане, сможем совместно ее решить. Мы, американцы, сегодня продолжаем тратить 27,3 миллиарда долларов в месяц на импорт сырой нефти. Мы должны начать действовать а не рисковать, не ждать, когда нефть «неожиданно» подорожает до 300-400 долларов за баррель. Сегодня Америка тратит на импортную нефть 365 миллирдов долларов в год. В случае резкого повышения цен на нефть ( Например, по причине войны на Ближнем Востоке. Ред.) Америке придется выбросить на ветер один триллион долларов в год. Это нереально. Это просто не сработает…Конгресс США должен действовать очень быстро. Он должен принять соответствующее законодательство, которое бы способствовало быстрому переходу американского автотранспорта на газомоторное топливо. Будущее нашей экономики и нашей национальной безопасности зависит от этого». Аргументы г-на Пикензза энергичны и весьма убедительны. 

На призывы и «планы» Пикенза можно было бы не обращать особого внимания, если бы не ряд сугубо американских обстоятельств, которые делают его «план» вполне реальным и вполне реализуемым в условиях  Соединенных Штатов.

Одним из таких обстоятельств является наличие в США десятков тысяч самых различных неправительственных организаций «гражданского общества», многие из которых тесно связаны с крупными бизнес-интересами, имеют адекватное лоббистское финансирование. При этом в США существует немало и таких "неправительственных оранизаций", которые напрямую финансируются из федерального бюджета  США, выступая вовне, в американском обществе,  как «независимые, экспертные сообщества». Есть даже такие «общественные организации», которые берут на себя часть функций сугубо государственных и «режимных» учреждений – ФБР и ЦРУ. При наличии общих интересов и развитых горизонтальных и вертикальных связей американские общественные организации могут оказывать существенное влияние на Конгресс США и на Президента США. 

Мы не знаем в какой степени г-н  Пикенз представляет самого себя,  а в какой более крупные бюизнес-интересы ( хотя он и сам обладатель многомиллиардного состояния), но то, что он не один в разворачивающейся в США компании за отказ от импортной нефти в пользу собственного природного газа – это не вызывает сомнений. Множество других организаций и америтканских общественных деятелей говорят о том же, хотя, возможно, с меньшим упором на «отказ от ближневосточной нефти», у  которой тоже есть свои могущественные лоббисты в коридорах власти в США. Но «газовые лоббисты»  ратуют сегодня за перевод хотя бы автотранспорта на газовое топливо, причем не на попутный нефтяной газ ( это удел менее развитых стран), а на американский природный газ в его двух ипостасях – КПГ и СПГ. Причем, в отличии от большинства стан остального мира, американцы уделяют очень большое внимание именно СПГ, как технологически более сложному способу использования природного газа как моторного топлива, но при этом и более эффективному  в применении, а также более перспективному способу  для отработки перехода на следующий и более совершенный новый тип энергоснабжения – водородный. США и сегодня впереди большинства стран по этим проектам будущего, он они хотят добиться еще большего отрыва от других стран в новых технологиях.  Существующая сегодня в США научно-техническая и материальная база позволяет считать многое декларируемое  в «Плане Пикенза»  вполне реальным. 

Америка сегодня буквально бурлит самыми разными инициативами в области перевода автотранспорта на природный газ. Например, 12-14 августа 2010 года  в крупнейшем городе штата Массачусетс -Бостоне, пройдет Национальная конференция под эгидой Американской Ассоциации транспорта на природном газе.  Конференция пройдет под  лозунгом  «Транспорт на природном газе революционизирует всю транспортную систему США». Многочисленные публикации, предшествующие этому событию делают акцент на том, что чрезмерная зависимость США от импорта нефти имеет очень неблагоприятные следствия в самых различных сферах – от экологической ситуации до экономических потерь и проблемы национальной энергетической безопасности. Газомоторная отрасль транспорта работающего на природном газе возглавляет «революцию» в походах к топливу в самых различных сферах транспорта , а также среди различных категорий пользователей транспорта. Это и руководители автотранспортных парков, это и госслужащие отвечающие за выработку политики на перспективу , это и обычные потребители транспортных услуг. В публикациях пишется, что «революция на транспорте» предлагает проверенные, создающие новые рабочие места, экологически более чистые и экономически более эффективные виды моторного топлива на базе природного газа, доказанные резервы которого в США очень велики. В дальнейшем, утверждают организаторы конференции,  эта  ориентация на газообразное топливо и газовые автомобильные двигатели приведет к использованию водорода в качестве моторного топлива.

 

Перед этой конференцией пройдет выставка Ассоциации переработчиков твердых отходов, в которой примут участие свыше 8000 операторов по сборке и транспортировке мусора и эксплуатации полигонов для захоронений мусора, а также муниципальные чиновники, отвечающие за проблему уборки городского мусора. Американская ассоциация транспорта на природном топливе представляет на этой выставке 40 типов грузовиков на газовом топливе. Здесь следует отметить, что американцы научились добывать природный газ – метан с полигонов-захоронений ТБО в объемах, позволяющем мусоровозам заправляться этим газом прямо на этих полигонах, которые уже более точно можно было бы назвать «перерабатывающими ( мусор) предприятиями».

Бостонская конференция –не единственная в США в 2010 году. В США в год проходит по несколько конференций, посвященных переводу транспорта на природный газ, причем, судя по размаху этих конференций, проблем с финансирования конференций нет.

 Т. Бун Пиккенз не одинок в своем «Плане». Он, несомненно, представляет достаточно широкие бизнес круги Америки…

С чего начинать осуществление «Плана Пикенза» ? Очевидно, что с тех автотранспортных средств, которые наиболее «прожорливы», но абсолютно необходимы для американской экономики и поддержания американских стандартов уровня жизни. Например, США, перевели многие  «экологически грязные» производства за рубеж, но 365 миллионов население США «производит» огромное количество бытового мусора – твердых бытовых отходов (ТБО) по российскому их наименованию. Для вывоза этих ТБО требуется очень большое количество крупнотоннажных мусоровозов, которые пока в большинстве своем пока работают на дизельном топливе. В «Белой Книге» опубликованной недавно одной из общественных организаций, выступающих за перевод автотранспорта на газомоторное топливо, утверждается, что сегодня в США 136 000 мусоровозов потребляют  1.2 миллиарда галлонов дизельного топлива ( один американский галлон равен 3, 785 литров) и выбрасывают в атмосферу более 11 миллионо тонн углекислого газа и других вредных веществ-основных загрязнителей атмосферного воздуха в городах.


Другим крупным потребителем дизельного топлива и загрязнителем  атмосферы являются крупнотоннажны грузовики ( те самые, «грузовики о 18 колесах», про которые писал в своем «Плане» Пикенз).Имено такие крупнотоннажные грузовики развозят из океанских портов товары по всей Америке, а также являются основным видом  внутриамериканского грузового транспорта..

Концентрация таких грузовиков в портах и припортовых районах еще пару лет назад была такой большой , что эти районы становились экологически опасными для служащих портов и населения прилегающих рафонов. Именно это стало главной причиной начавшегося 2-3 года назад процесса перевода портовых грузовиков ( и мусоровозов) на газомоторное топливе. О нефти Ближнего Востока тогда не думали… Думали: « как же дышать среди этих тысяч дизельных крупнотоннажных 18 колесных фур…»   И процесс перевода на газомоторное топливо пошел…При этом предпочтение отдавалось СПГ технологиям.

 

Сегодня  в США работают уже 1200 АГНКС. Как АГНКС общего пользования, на дорогах, так и частных АГНКС, установленных в автопарках  для заправки собственного корпоративного транспорта. Начался процесс перевода пассажирских автобусов, которые в отличии от России более популярны как пассажирский транспорт нежели  железная дорога. Причем стали переводить на газ даже школьные автобусы и это при том, что отношение к безопасности школьников в США очень ответственное. Следовательно, газовые школьные автобусы признаны в Америке не более опасными, чем обычные  дизельные автобусы. Во многих городах муниципальные органы дают школам миллионные гранты на перевод школьных автобусов на газомоторное топливо. Процесс идет… И «План Пикенза» есть ни что иное как стремление ускорить этот прооцесс,  сделать его более масштабным, более комплексным, увязав воедино экономические и экологические факторы с интересами национальной безопасности. Сегодня США импортируют 67% сырой нефти из-за рубежа.  Что же касается газа, то на 97% он добывается на самой территории США или в Канаде, которая для США, явно,  «ближнее зарубежье». Переход на газ позволит США отвязать свое энергоснабжение , в том числе и снабжение моторным топливом, от политически нестабильных отдаленных зарубежных регионов и от резких колебаний цен.

Недавний «нефтяной Чернобыль» в Мексиканском заливе доказал, что добыча нефти с больших глубин, даже рядом со своей территорией, чревата экологическими издержками. Что дает сторонникам перехода к газовой энергетики новые аргументы. 

Всё это свидетельствует о том, что в течении обозримого будущего  выдвигаемый Пикензом лозунг: « В остальном я полагаю, что с импортом нефти в США надо будет покончить», в основном будет осуществлен. С неизбежными последствиями для мировых нефтяных цен, включая российскую нефть. С возможными последствиями для объектов нефтедобычи в «проблемном регионе Ближнего Востока». Война в Кувейте 1991 года и последовавшая американская операция «Буря в пустыне» наглядно доказали, как легко уязвимы объекты нефтедобычи и сами нефтедобывающие небольшие государства  в ходе военных действий даже с применением авиацией США обычного оружия. С обретением Ираном ядерного оружия, а это всего лишь вопрос времени, ситуация с ближневосточной нефтью может стать совершенно непредсказуемой и тогда может оказаться ,что «Новый Рим» - Америка, будет снабжаться собственным газом и «стоять на своем месте», а «новый Карфаген» - то есть нефтедобывающие небольшие государства и нефтедобывающие объекты этих исламских стран, может постичь судьба «старого Карфагена» - быть погребенными под песками своих пустынь. Какова будет судьба российского нефтегазовой отрасли при подобном раскладе – сегодня предсказать невозможно. Но российские эксперты должны думать об этом и иметь свои собственные «планы Пикенза», предусматривающие энергетическую безопасность своей страны в целом и ее нефтегазодобывающих объектов, в частности.

22 июля 2010 г. 


«

 








               
            
                                                                                                agzk-at.com
                                      "АвтоГазозаправочный Комплекс  +  
                                               Альтернативное   Топливо"
                             Международный  научно-технический  журнал
  
           
                          Auto Gas Filling  Complex  +
                                    Alternative
Fuel
                                                    International  Scientific  and  Technical   Journal                                                                                                                                

                                                                 На Главную Страницу

                                                                                                       


Используются технологии uCoz